ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕКЕ
I.
Общие положения
1. Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в
учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
2. Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в
уставе школы.
3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование
общей культуры, личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания программ, их адаптация к жизни в обществе, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
решениями Министерства образования Российской Федерации, уставом школы,
положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
5. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами
пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы.
7. Школа несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится
в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
9. Основными задачами школьной библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,
педагогическим работникам, обучающихся (далее — пользователям) — доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные
сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной
среды.
III.
Основные функции
10. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;
б) создает информационную продукцию:
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г) осуществляет дифференцированное
библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
IV. Организация
деятельности библиотеки
11. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент,
читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам.
12. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
13. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает
библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования
библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии
со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с
положениями СанПиН;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
14. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
15. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в
соответствии с уставом школы.
16. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
V. Управление. Штаты
17. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
18. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет
директор школы.
19. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции
перед обществом и директором школы, за организацию и результаты деятельности
школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом
школы.
20. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором
школы, может являться членом педагогического коллектива и
входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
21. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет
директору школы на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на
основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с
использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в
библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
г) планово-отчетную документацию;
22. Порядок комплектования штата
школьной библиотеки регламентируется уставом школы.
23. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки
могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.
24. Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
VI.
Права и обязанности библиотеки
25. Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы
библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и
положении о школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной
библиотекой, утвержденными директором школы, виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными
актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
26.
Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами,
потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
VII.
Права и обязанности пользователей библиотеки
27. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе печатные издания и
другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
29.
Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока
обучения или работы в школе.
30.
Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному
составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном
порядке;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится
ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
31.
Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
32.
Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
33.
Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии
сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета,
предполагающим оплату;
г) работа с компьютером производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям. |